Крымское экскурсионное бюро

Карасан

Дворец Карасан, расположенный в нескольких километрах от Алушты, западнее мыса Плака, относится к той, достаточно многочисленной, категории крымских достопримечательностей, что не избалованы лишним вниманием посетителей. Как ни странно, полуостров очень богат архитектурными жемчужинами, остающимися безвестными в тени таких «раскрученных» шедевров как Ливадийский, или Массандровский дворцы. Однако это не лишает их оригинальности, красоты и богатой истории.  К таковым относится и Дворец Карасан в Крыму, обладающий, казалось бы, всеми необходимыми качествами, способствующими туристической привлекательности. Первое имение на нынешнем месте построил в 1834 г. генерал Михаил Бороздин – брат Крымского генерал-губернатора Андрея Бороздина. Здание его было деревянным, выстроенным в мавританском стиле, довольно модным в то время, и называлось, как и нынешнее, Карасан – трансформированное название восточной персидской провинции Хорасан («восход»).

Долгое время считалось, что назвал его так Николай Раевский, ставший новым владельцем особняка в 1839 г. после смерти М. Бороздина. Михаил оставил его дочери Анне, которая стала женой Раевского незадолго перед этим. Парадоксально, но сейчас Карасан связываю с именем Н. Раевского, но ни старое имение, ни новое, ни его название никак к нему не относится. Не имеет оно отношения и к Александру Сергеевичу Пушкину, по местной легенде, очень любившему здесь гостить. На самом деле, великий поэт никогда в нем не был и умер раньше, чем ансамбль стал собственностью его друга.

Дворец Карасан в Крыму в том виде, в каком он известен сейчас, строил уже сын Раевского – Михаил Николаевич. Ему нравилось старое здание, но к тому времени оно, построенное еще его дедом, порядком обветшало, а ремонт не мог решить создавшихся проблем, его решили снести и построить новый особняк. Непременным условием стало сохранение мавританского стиля в будущей постройке, однако архитектор Элишман, взявшийся за дело, предложил свой проект, принятый М. Раевским после недолгих колебаний.

Прообразом Карасана послужил иранский дворец XVII века в Исфахане, чертежи которого Элишман разнообразил элементами барокко, классицизма и веяньями крымского зодчества XVIII столетия. Строительство заняло всего два года – с 1885 по 1887 гг., но превзошло все ожидания заказчика. Если старое здание Михаил Николаевич любил, то новым он был просто очарован.

После установления в Крыму советской власти комплексу долгое время не могли найти применение, пока в 1924 г. имение Раевских не превратили в санаторий «Карасан», не редко принимавший высоких гостей. Во время знаменитого Крымского землетрясения 1927 г. оно получило сильные повреждения, его быстро отстроили, правда, решили отказаться от восстановления некоторых деталей, таких как шикарный балкон, откуда открывался потрясающий вид на море и окрестности Аю-Дага. Во время ВОВ строение получило лишь незначительные повреждения, в 1950-х гг. его полностью отреставрировали – с тех оно неизменно остается санаторно-оздоровительным учреждением.

Стиль постройки, как упоминалось выше, не является однородным, чем и достигаются ее неповторимость и очарование. Основа конструкции сохранила характерные черты мусульманского зодчества – прямолинейность и симметричность форм, строгость, изящество и отсутствие безвкусной, кричащей роскоши.

Украшением фасадов Элишман сделал высокие, стройные колоны, на уровне второго этажа удивительном образом превращающиеся в мавританские стрельчатые арки с витражами, лепниной и резными элементами. Особо показателен в этом плане северный фасад, при возведении бывший центральным, с его прекрасным ризалитом, образованным сочетанием колонн с канелюрами и богато декорированного портала. На фото Дворец Карасан зачастую представлен в этом ракурсе.

Нельзя не вспомнить и Карасанский ландшафтный парк, небезосновательно считающийся одним из красивейших в Крыму. Воистину это настоящий райский уголок, разбитый одновременно с постройкой дворца, представляющий лучший образец английского садово-паркового искусства. В нем прекрасно сочетаются зеленые насаждения почти со всех концов планеты. Более 200 видов растений были завезены сюда со Средиземноморского региона, Центральной и Южной Америки, Восточной и Юго-Восточной Азии, Океании и так далее.