Крымское экскурсионное бюро

Ливадийский дворец

Ливадийский дворец по праву занимает одно из первых мест в списке крымских достопримечательностей. Уникальный дворцовый комплекс, летняя резиденция царской семьи, творение великого Н.П. Краснова, до сих пор ежегодно привлекает тысячи туристов.

История Ливадийского дворца началась в марте 1860 г., после кончины Л.С. Потоцкого. Его наследники продали имение Департаменту Уделов Министерства Имераторского Двора.  Юридическое оформление перехода имения от наследников Потоцких в собственность Романовых произошло в марте 1861 г. после кропотливой десятимесячной работы по определению стоимости имения и налаживанию его хозяйственной деятельности. 9 августа 1861 г. на имя управляющего Ливадией пришло письмо, в котором сообщалось, что Александр II передал имение в дар своей супруге Марии Александровне.

Близость к Ялте царского имения, высочайшие приезды в Крым способствовали быстрому развитию города и невольно обязывали его хозяев заботиться о благоустройстве улиц (их к 1863 г. было всего 3) и о внешнем облике строящихся зданий.

В память о первом приезде в Ливадию царской семьи в ливадийском парке был установлен в 1863 г. фонтан, украшенный великолепным восточным орнаментом, высеченным в мраморе (сейчас он находится выше западного фасада Большого дворца). В верхней части фонтана арабскими буквами высечено: «Ливадия». Из бронзовой головы барашка, вмонтированного в мраморную плиту, тонкой струйкой льется прохладная питьевая вода.

После первого посещения Ливадии царская семья принимает решение обустроить свое новое имение. Составление плана его застройки поручается известному архитектору, состоящему на службе в Министерстве Императорского Двора, И.А. Монигетти, которому, как писалось в одном из документов, «известен вкус Их Величеств».

Составленные Монигетти планы были одобрены императрицей, которая высказала свои пожелания, в частности, «сделать проще» главный фасад дворца (бывшего дома Потоцких). В течение двух лет основные работы в Ливадии были выполнены: дом Потоцкого, реконструированный Монигетти, получил название Большого дворца, был выстроен еще один дворец — Малый.

Романовы большое внимание уделяли художественному оформлению своих дворцов: заказывалась и приобреталась мебель, предметы прикладного декоративного искусства, живопись, произведения мелкой пластики. Айвазовскому был дан заказ на создание картины для Ливадии. Выполняя его, художник пишет в основном небольшие поэтичные пейзажи Южнобережья. Соглано описи инвентаря Большого дворца за 1882 год, в разных его залах находилось 24 картины прославленного мариниста, из них 21 — с южнобережными мотивами. Эти пейзажи дополнялись видами Италии, написанными итальянским художником Ромако, акварелями Виктора Васнецова, Лагорио. В кабинете и приемной императора находились в основном батальные картины с изображением событий недавней Крымской войны 1854-1856 годов: Б. Виллевальде, К. Филиппова, Н. Красовского.

Ливадийское имение стало одним из лучших на Южном берегу.

В 1891 г. территория имения увеличилась до 350 десятин за счет приобретения земель Ореанды. В 1894 г. летняя резиденция в Ливадии перешла по наследству последнему русскому императору Николаю II.

К началу XX в. Большой и Малый дворцы, построенные Монигетти, уже не удовлетворяли запросы царской семьи, поэтому было решено снести дворец до основания и на его месте построить совершенно новый. Проектирование и постройка дворца были поручены архитектору Н.П. Краснову, которому была поставлена задача спроектировать дворец в духе итальянского возрождения, но с учетом всех современных веяний 20 века. Проект был готов в кратчайшие сроки и в декабре 1909 года без нареканий и с похвалой утвержден для строительства.

23 апреля 1910 года – день торжественной закладки строительства дворца. Николаю Краснову были даны широкие полномочия, но и поставлены жесточайшие сроки. На возведение грандиозного строения было отведено 17 месяцев, и помимо главного дворца необходимо было возвести ряд других важных построек, включая электростанцию, проложить дороги, облагородить парк и обставить все помещения необходимой мебелью и оборудованием.

В период с 1911 по 1914 годы царская семья ежегодно отдыхала в ялтинской резиденции. Император с детства любил это поместье, но после того как вложил сюда 2 600 000 рублей серебром из личных средств, стал ценить его еще больше. Дворец был построен с применением технологических хитростей, камень пропитывался специальным составом, а итальянские и отечественные мастера вручную трудились над отделкой каждого сантиметра.

Также к прилегающей территории дворца относится Ливадийский парк, который занимает 40 гектаров, заложенный знаменитым садоводом Делингером. На территории парка произрастает много  разных видов деревьев, включая Ливанские и Гималайские кедры, сосна крымская, пицундская, секвойядендрон, земляничник крупноплодный и много других растений. От парка в сторону Ласточкиного гнезда начинается Царская тропа, другое название «Солнечная». Её создали специально для прогулок царской семьи, которые любили подышать свежим морским воздухом.

История Ливадийского дворца уникальна и многогранна, в 2011 году комплекс отпраздновал свой 100-летний юбилей. Основная деятельность смотрителей музея направлена на сохранение культурного наследия, на изучение и реставрацию документов и памятников архитектуры. Сегодня Ливадийский Дворец — это всемирно известный культурный центр Республики Крым, популярный исторический музей, часто посещаемый российскими и иностранными туристами.