Крымское экскурсионное бюро

Инкерманский Свято-Климентовский мужской монастырь

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь является одной из древнейших монашеских обителей на территории Крымского полуострова, а вместе с тем это уникальный во всех отношениях архитектурный памятник разных эпох, охватывающих временной промежуток почти в 1500 лет. За время своего существования, он успел побывать и крепостью, и приютом отшельников, и пристанищем для изгнанников, и многое повидал на своем веку. Память этого сохранилась в самих его стенах и пещерах.

Сотни лет окрестные долины манили завоевателей и любителей легкой наживы, но мощная крепость, построенная здесь еще в древности, как бдительный страж, охраняла покой этого края, с высоты любуясь тем, что она берегла. Менялись хозяева этих мест, религия, что они исповедовали, порядки, вводимые ими, но одно оставалось неизменным – это яркая, немеркнущая красота, окружающая угрюмые скалы, в коих высечен Инкерманский пещерный монастырь.

Первые признаки человеческого жилья появились здесь еще в VI веке до нашей эры – это было поселение рабов, добывавших камень в местных каменоломнях, использовавшийся при постройке Херсонеса Таврического. Когда Южный Крым в 63 г. до нашей эры вошел в состав Римской республики, на плато Монастырской горы римляне построили крепость Каламита.

Когда в V веке эти земли отошли византийцам, они значительно увеличили и саму крепость, и периметр вокруг нее, обнеся все крепостной стеной, протянувшейся на 11 км, выкопали ров. Со временем вокруг нее разросся небольшой город с многочисленными сооружениями – как на самой горе, так и в толще ее, где возникли пещерные храмы и монашеские кельи.

С упадком Византийской империи и сама Каламита в XII столетии оказалась в существенном запустении. С возвышением княжества Феодоро в XIV века крепостное сооружение отстроили заново, а после завоевания турками в 1475 г. оно стало называться Инкерман, как и называется современный севастопольский пригород.

Время его основания давно уже стало предметом для дискуссий и споров, но большинство историков сходятся во мнениях, что произошло это в VIII веке, когда Каламита достигла своего расцвета. Инкерманский пещерный монастырь был основан в месте добычи камня, проще говоря, первые монахи просто приспособили под свои нужды бывшие каменоломни. Он функционировал и после того, как Каламита пришла в запустение, и определенное время после завоевания Крыма турками-османами, но во время строительства Инкермана монахи были изгнаны.

Возрождение обители началось только в 1850 г., в 1852 г. освятили главный ее храм, имени Святого Климента, называвшийся ранее церковью Святого Георгия Победоносца. Тогда же и весь монастырский комплекс получил двойственное наименование, по названию города и христианского святого, жившего в Херсонесе на рубеже I-II вв. нашей эры – Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь.

После гражданской войны, с приходом в Крым Советской власти, в течение 4 лет с 1924 по 1928 гг. все пещерные храмы были закрыты, а в 1931 г. новыми властями принято решение о ликвидации и самого монастыря, закрытого в следующем году. Правда, после закрытия некоторое время в нем продолжали жить настоятель обители отец Венедикт и трое монахов, так что, можно сказать, неофициально она еще продолжала существовать, но богослужения уже не проводились.

Во время Крымского землетрясения 1927 г. сильно пострадали многие сооружения монастыря – и наземные, и те, что находились внутри горы. Значительные повреждения при этом получили Благовещенская и Николаевская церкви, а храм Святого Николая Мирликийского, находившийся на плато, рядом с остатками Каламиты, обрушился полностью и представлял более печальное зрелище, чем древняя крепость. В 1932 г. все они были разобраны, и использованы как вторичный строительный материал.

Инкерманский пещерный монастырь в Крыму начал заново отстраиваться, начиная с 1991 г., благодаря стараниям архимандрита Августина, настоятеля. В течение двух десятилетий большая часть храмов, пещер-келий и келейных корпусов была восстановлена фактически из праха. Сейчас это целый комплекс, состоящий из 5 храмов, братского корпуса, хозяйственных построек и множества пещер.

Две наземные церкви – Святой Троицы и Пантелеймона Целителя – построены прямо под нависающей над ними отвесной стеной Монастырской скалы, что уже придает им потрясающий вид. Храм Святой Троицы считается главным, так как в нем хранится рака с частичкой мощей Святого Климента, а Пантелеймоновский собор, построенный в византийском стиле, интересен главным образом тем, что его алтарная часть высечена в скале.

Но наиболее интересны пещерные храмы, полностью находящиеся в толще горы – Свято-Климентовская базилика, Мартина Исповедника и Андрея Первозванного.  К ним ведет единственный вход, расположенный в западной части Монастырской скалы, с крутой лестницей, поднимающей к длинному разветвленному коридору. Внутренние помещения довольно-таки просторны и светлы за счет прорубленных окон и балконных дверей, выходящих наружу. Балконы обители – это нечто особенное, при взгляде со стороны, они представляются птичьими гнездами, прилепленными на горных склонах, испещренных темными зевами многочисленных пещер.

В разное время здесь находилось около 30 храмов и 9 пещерных монастырей, большинство из них закрыто и находится в полнейшем запустении. При желании их тоже можно осмотреть, многие из них довольно интересны, хотя делать этого не рекомендуется – все они находятся в аварийном состоянии. Можно также подняться на плато, где расположены руины древней крепости, чтобы насладиться чарующей панорамой, окрестных гор и долин, видом озера, образовавшегося на месте карьера, и далеких морских просторов.

Инкерманский пещерный монастырь – одно из самых интересных и захватывающих мест на юге Крымского полуострова. Прекрасная природа, его окружающая, старинные постройки и сам дух этого уголка наполняют невыразимым чувством покоя, умиротворения и делают его посещение незабываемым событием.