Крымское экскурсионное бюро

Караимские кенасы

«Чтецами» (караимами) на средневековом востоке называли тюрков и крымских византийцев, решивших исповедовать иудаизм. Религия была занесена в Тавриду хазарами. Основную массу караимов истребило мусульманское население полуострова. Часть представителей конфессии дождались прихода русских. В Крыму можно найти восстановленные караимские обители. Примечательна в этом плане и Евпатория. Караимские кенасы – архитектурный ансамбль в ее исторической «сердцевине».

Караимские кенасы расположены в историческом ядре «детского» курорта, неподалеку от места, где встречаются улицы Интернациональная и Караева. Тут почти тысячу лет стоит Текие Дервишей, а в паре шагов начинается Караимская улица. В этой-то точке приезжие начинают обозревать вышеуказанный пункт для экскурсии. Остается лишь добавить, что посетив данный музей, можно за две минуты добраться до Гезлевских ворот.

Кенасы, или кенассы (с одного из еврейских языков слово переводится «дома»), появились на месте караимской церкви постройки XVI века. Ей не удалось дожить до нашего времени. Караимы С. и С. Бабовичи (известные на полуострове архитекторы) когда-то создали проект данных сооружений. После их постройки (в первой четверти позапрошлого столетия) братья украсили здания триумфальной отделкой в стиле позднего классицизма.

В 1927 г. крымско-иудейский храм был закрыт. Благодаря трудам спасающихся в Крыму евреев, Малая кенаса стала действовать в период немецкой оккупации. После Великой Отечественной войны здесь был антирелигиозный музей, бюро технической инвентаризации и даже залы для занятий спортом. Реконструкцией и повторным открытием своего духовного центра караимское население смогло заняться лишь в 1998-1999 гг. С 2005 г. достопримечательность имеет свой нынешний вид.

В мемуарах современников императора Александра I (царский визит в кенасы увековечен величественным обелиском) можно прочесть о том, что тот долго рассматривал иудейские книги, чем навлек подозрения сопровождавшей его свиты в преданности православию. Сразу же после этого события данный храм стал центром караимов Российской империи.

Помимо исторической, объект имеет и художественную ценность. Ансамбль, занимающий четверть гектара, состоит из красивых двухсветных зданий зального типа (таких очень мало на территории России). Внутренний дворик украшен сейчас фонтаном.

Малые и Большие кенассы отстроены по одному принципу. Солнечный свет проникает сюда из окон на фасаде, воздвигнутых в два ряда. Различаются постройки лишь сводами оконных проемов. В Большой кенасе они стрельчатые, а в Малой – имеют форму полукруга. В составе Большой различают Керчийский комплекс, построенный в 1805 г. Работа над Малой закончилась лишь десять лет спустя. Любопытно, что фундаментом к этому фрагменту комплекса послужили останки караимского храма XVI столетия.

Богато декорирован реконструированный зал для молитв, восстановленные помещения религиозной школы, благотворительной столовой и хозяйственных помещений. Сейчас здесь располагаются Музей караимской истории и культуры, библиотека «Карай-Битиклиги» и действующая церковь (ведь официально караимов в Крыму насчитывается не менее двух тысяч).

Вход в комплекс культовых сооружений для туристов открыт только в курортный сезон. Вход на территорию стоит недорого. Для детей, студентов и пенсионеров имеется существенная скидка. Сюда запрещен вход для посетителей с голым торсом или людей, одетых в пляжные шорты.

Кенассы в Евпатории – такая же ценная часть религиозного наследия северо-западного Крыма, как останки античного Херсонеса, храм Иоанна Златоуста или Мечеть Джума-Джами. Данный шедевр является частью туристического маршрута «Малый Иерусалим».