Крымское экскурсионное бюро

Текие дервишей

Текие дервишей в Евпатории является одним из тех объектов, которые раскрывает загадочную историю народов, населяющих полуостров до прихода сюда Российской империи. Мусульманских мечетей в регионе полно, а монастырь XV века – один.

Когда-то нищенствующие монахи мусульманской веры рассеялись по пустошам североафриканских и ближневосточных земель. С периода расширения одной из магометанских империй в Европу их обители оказались и в Крыму. В XV столетии западная часть османской Тавриды была заселена слабо – этим и воспользовались адепты османского «филиала» Суфийского ордена (одной из исламских конфессий). Странствующие колдуны, прорицатели и «крутящиеся» танцоры (кружение вводило их в состояние транса) приглядели себе песчаные пространства между солеными озерами и черноморским побережьем. Ныне это восточная половина исторической части Евпатории. Небольшой монастырь родился почти одновременно с крепостью Гезлев.

На данный момент он представляет собой историко-архитектурный ансамбль, состоящий из трех зданий:

— Текие (собственно это и есть кельи дервишей);

— Мечети (дом для молитвы);

— Суфийского медресе (школа, открывающая новообращенным тайны суфийской мудрости, наиболее сильно отличающейся от остальных магометанских вероисподвиданий).

Текие дервишей в Евпатории – единственное сохранившееся на полуострове культовое сооружение подобного предназначения. Простояв триста лет, в период антирелигиозных мероприятий в СССР (30-е гг. прошлого века) учреждение было закрыто. До 90-х гг. оно использовалось как материальная база флота. В это злое время здание наполовину разрушилось. Лишь десятилетие назад здесь провели кое-какой ремонт. И все же полноценные реставрационные работы на территории исторического заповедника все-таки не начались.

Местные дервиши (в переводе с персидского «дервиш» переводится как «нищий») своей идеологией бросали вызов лицемерию и роскоши османской и крымской знати, а также политикам Порты. Они проповедовали возвращение к первоначальной мусульманской общине – отрешению от богатств, роскоши, изнеженности и остальных земных благ.

«Картина мира» суфиев была наполнена неким запрещенным мистицизмом (где время являлось линейным понятием, а любой властитель – «ничтожной песчинкой»), за который они часто подвергались гонениям. Сами дервиши верили, что созданный ими мир и есть нечто настоящее. Все остальное (материальные ценности, слава, пышные ритуалы, искусство, излишняя религиозность, сексуальные наслаждения, психологическая привязанность) по их понятиям считалось «убийцей реальности».

Говорят, в 15 веке один из крымских суфиев не побоялся читать философскую проповедь османскому наместнику в крымских землях. Однако за это он получил в народе еще большее уважение. На территории Османской империи народ трепетал перед провидцами в суфе (грубом шерстяном плаще). В современной Турции «крутящийся» танец дервишей до сих пор представляет собой часть местной культурной традиции.

Самая древняя часть песчаного крымского курорта – восточная Евпатория. Текие дервишей стоит в числе наиболее старинных зданий города. Оно бросается в глаза понятностью монументальных форм, простотой украшений внутренней части и фасадов  (дервиши не терпели роскоши, отвлекающей от «первозданного общения с богом»).

План помещения с кельями – почти квадрат. Однако «второй этаж» плавно «уходит» в восьмигранник. Этот фрагмент венчает купол, имеющий 9,5 м в диаметре. Общая высота строения – 20 м (оно почти такое, как и семиэтажное здание). Интерьер обители содержит 1-этажные кельи послушников, обладающие сводчатой формой.

Темные помещения и земляной пол уводили дервиша из суетного мира «преступного комфорта», открывая ворота в «царство Аллаха». Каждая «полупещера» имела выход в общий зал, где братья встречались за общей трапезой. Самая большая ниша, возможно, принадлежала главе общины суфийских странников – их шейху. Здание и сейчас имеет навершие в виде плосковатого купола, кровля перекрыта обычной черепицей, характерной для суфийских монастырей.

Несколько позднее в Евпатории к Текие дервишей пристроили крохотную мечеть. Один чиновник – эфенди Шукурал – дал ей свое имя. О культовом сооружении сегодня говорят лишь стены и фрагментарно разрушившийся минарет (пространство у восточной стены).

Медресе, появившееся несколько раньше, также может «похвастать» довольно скромными интерьерами. После реставрации здесь открылся Музей крымско-татарской культуры. Работает он с 10 часов утра. Понедельник тут считается выходным днем.