Крымское экскурсионное бюро

Форт Тотлебен (Крепость «Керчь»)

Крепость «Керчь» (форт Тотлебен) – наибольшее и в прошлом наимощнейшее бастионное сооружение на территории Крымского полуострова, занимающее огромную площадь в 400 га. Но найти ее сейчас, не зная точного месторасположения, довольно тяжело. И это притом, что сохранилась она фактически в идеальном состоянии, включает в себя свыше 300 построек – казармы, пороховые погреба, подземные коммуникации, хозяйственные постройки, а общая протяжность оборонных рубежей составляет около 7 км.

Вместе с тем форт Тотлебен в Керчи – эта настоящая «невидимка», даже стоя всего в нескольких десятках метров от нее взору открывается лишь привычная холмистая местность, что было главным замыслом гениального инженера Эдуарда Ивановича Тотлебена. Его грандиозное сооружение являлось главным форпостом юго-запада империи, на его создание ушло более 20 лет, было потрачено 15 млн. рублей.

Необходимость в мощном фортификационном сооружении в Крыму была продиктована постоянными войнами России с Османской империей, не желавшей мириться с потерей полуострова. Начало этому положила возникшая на мысе Ак-Бурун еще в 1771 г. Павловская батарея. Место для нее подходило идеально, но укрепления, состоявшие исключительно из плетней с земляными валами, явно не соответствовали заявленной функции. Ярчайшим тому подтверждением стали события во время Крымской войны, в ходе которых 12 мая 1855 г. защитникам пришлось без боя оставить батарею после высадки в районе Камыш-Буруна англо-франко-турецкого десанта.

После окончания войны, по условиям Парижского договора, Россия не имела права держать на Черном море военно-морской флот и строить крепости на его побережье. Однако в нем ничего не говорилось о берегах Керченского пролива – это была лазейка, которой не преминуло воспользоваться российское командование, считавшее условия мирного договора несправедливыми и кабальными для страны. Уже в 1856 г. генерал Кауфман подал на высочайшее рассмотрение проект долговечных укреплений на месте ветхой турецкой крепости Еник-Кале, близ Еникальского маяка, без колебаний утвержденный Александром II.

В конце 1856 г. генерал-адъютант Эдуард Тотлебен внес в первоначальный проект существенные поправки, предложил перенести строительство крепости непосредственно на побережье пролива – в место, где располагалась Павловская батарея. Идея понравилась Александру II, лично дополнившему план фортами на Ак-Бурунском рифе и северной оконечности Тузлинской косы, после чего в 1857 г. начались интенсивные работы по созданию грандиозных сооружений. Назначенный царем директором инженерного департамента Тотлебен прибыл в Керчь осенью 1859 г. и с того момента лично руководил строительством форта, впоследствии получившего второе название по его имени.

К началу русско-турецкой войны 1877-1878 гг. основные укрепления были закончены, но в этой войне крепость «Керчь» форт Тотлебен оказалась бесполезной, так как боевые действия разворачивались на Кавказе и на Балканах. Парадоксально, но выделенные на ее строительство колоссальные средства фактически были потрачены впустую – на протяжении всей своей истории многочисленные сооружения этого бастиона использовалась как склады для боеприпасов.

Единственным сражением для нее стала пятидневная оборона во время Великой Отечественной войны 15-19 мая 1942 гг., а 20 мая немногочисленный гарнизон оставил ее под покровом темноты, взорвавши склады перед уходом. В послевоенные годы бастион выполнял свои «привычные» функции, параллельно на его территории располагался дисциплинарный батальон. После расформирования в 1995 г. на ее основе в 2003 г. был создан историко-культурный заповедник «Крепость Керчь».

Сегодня форт Тотлебен в Керчи открыт для посещения, экскурсия в его стенах довольно интересна и длится почти 3 часа, она платна, но плата эта символическая – туристов и так немного. Можно посещать его и самостоятельно – этого никто делать не запрещает, но так посетители лишают себя очень занимательных рассказов кандидата исторических наук Юрия Белика, директора заповедника, лично проводящего экскурсии.

Он с упоением рассказывает о многочисленных неповрежденных объектах крепости, которые даже бегло описать представляется невозможным. Основные постройки, как ни странно, находятся на поверхности, но со стороны их совершенно невидно. Большинство из них сохранилось достаточно хорошо: врата и казармы гарнизона, пороховые погреба и рвы, цистерны для воды, кухни и столовые – все в отличном состоянии и содержится в идеальной чистоте.

Наиболее интересная часть экскурсии по крепости «Керчь» проходит в подземных сооружениях форта Тотлебен, где расположены мрачные казематы, контрминные галереи и многокилометровые тоннели, до сих пор полностью не изученные. Многочисленные достопримечательности Керчи, находящиеся здесь, сейчас имеют статус историко-архитектурного наследия.

По фото форт Тотлебен не дает ясного представления, так как это огромный комплекс всевозможных оборонительных и хозяйственных построек рассчитанный на многочисленный гарнизон и обслуживающий персонал. Морская прогулка вдоль мыса Ак-Бурун, хотя и интересна сама по себе, но для изучения крепости «Керчь» совершенно не подходит – со стороны пролива видна лишь холмистая гряда. Кстати, второе ее название – в честь Э. Тотлебена – было присвоено ей указом Александра II, но оно употребляется в основном на Западе, а в советской историографии не встречается вовсе.