Крымское экскурсионное бюро

Крепость Ени-Кале

Крепость Еникале в Керчи первой встречает гостей Крыма, прибывающих паромом с материковой России.  Она является свидетельством владычества османов на территории Крымского полуострова. Расположена крепость в Керчи. Во время своего расцвета она административно не относилась к городу – это было отдельное поселение, фортификацию окружали домики мирных местных жителей. Но город с тех пор разросся, а Еникале оказалась в его черте. Карта может помочь убедиться в том, что она стоит как раз возле самого узкого места Керченского пролива. Совсем близко расположена действующая сегодня паромная переправа.

Построили Еникале на рубеже XVII-XVIII вв. турки, в зависимости от которых находилось Крымское ханство. Ее название переводится как «новая крепость». Оно мотивировано – турецкая фортеция заняла место более ранних оборонительных конструкций.

По имеющимся сведениям, на том же месте укрепленное городище существовало еще во времена Боспорского царства. Затем там же построились генуэзцы в период наиболее активной колонизации Причерноморья. Османская агрессия заставила их покинуть Крым, а строение досталось победителям. Они пробовали воспользоваться им, да не слишком получилось – укрепления подорвали казаки, нередко совершавшие набеги морем на крымские берега.

В XVII столетии крепости в Керчи фактически не было, предложения некоторых «продвинутых» турецких военных построить ее не встречали понимания у султана. Татарам же не разрешалось укреплять побережье, только Перекоп – Турция не желала рисковать своей монополией на морскую торговлю. Впрочем, особой нужды в форте действительно не было – соперников на Черноморье и Азове османы не имели.

Однако в конце века ситуация резко поменялась. Юный Петр I всерьез настроился «моря воевать», а в 1699 г. вышли первые корабли петровского флота. Была захвачена крепость Азов, а Турция столкнулась с необходимостью как-то контролировать движение русской эскадры, если она хотела сберечь свое господство в Черноморье.

С этого момента началась история собственно крепости Ени-Кале. Ее строили специалисты-европейцы (итальянец и французы) с 1699 по 1705 гг. Назначением нового бастиона было недопущение российских кораблей из Азовского моря в Черное. Но активно действовать форту долго не пришлось – на несколько десятилетий военные события на Черном море затихли. Они разгорелись вновь, когда в 1768 г. началась новая русско-турецкая война. И тут Еникале показала себя не с лучшей стороны – в 1771 г. она сдалась россиянам без боя.

Но Россия вскоре перестала в ней нуждаться – Азовское море стало полностью российским, да и на Черном спорить с ней стало опасно. Постепенно крепость превратилась в военный лазарет. Последний бой она дала во время Крымской войны, причем тоже неудачно – англо-французский десант легко выбил оттуда небольшой гарнизон. Лазарет существовал до 1880-х гг., а потом укрепление вовсе забросили.

Сегодня в г. Керчь крепость Еникале охраняется государством как исторический памятник..

Ени-Кале занимала площадь около 2 га, была рассчитана на гарнизон в 2000 человек. В плане она представляет собой пятиугольник неправильной формы. Кроме стен, имелись также ров и вал (с трех сторон). На территории располагались казармы для солдат, дома для офицеров, мечеть, арсенал, несколько жилых построек.

Известно, что под землей имелись многочисленные подземные туннели – вероятно, появившиеся еще в греческое либо генуэзское время. Их пытались исследовать перед Великой Отечественной, но ныне большинство из них засыпаны ради безопасности. Даже если и получится найти свободный, туристам категорически не рекомендуется забираться туда – без специальных навыков и оборудования это опасно для жизни.

Не получится увидеть и еще одну достопримечательность Еникале – керамический водопровод, спасавший от нехватки воды. После освобождения Керчи от фашистов местные жители разобрали его остатки ради ремонта собственных домов. Но известно, что он шел от Хрониной горы, где есть минеральные источники.

А вот стены и пять бастионов с нависающими башнями увидеть можно. Их часто запечатлевают на фото. Посещение Ени-Кале входит в программу многих экскурсий по Керчи, нетрудно попасть туда и самостоятельно – укрепления видны от паромной переправы. Рядом проходит и железнодорожная линия.

Последняя и виновна в аварийном состоянии памятника. Сотрясения почвы, вызванные прохождением составов, вызвали разрушения бастионных стен. Теперь периметр достопримечательности «ждет не дождется», когда завершится строительство Керченского моста. Когда его железнодорожная линия будет введена в эксплуатацию, от старой колеи запланировано отказаться, как следствие, вибрация перестанет разрушать старые строения.