Крымское экскурсионное бюро

Картинная галерея (Музей) И. К. Айвазовского

Музей Айвазовского в Феодосии будет интересен ценителям и подражателям творчества прославленного русского художника и любителям живописи в целом, особенно в направлении маринизма. Любопытно, что первая экспозиция открылась еще при жизни Ивана Константиновича, став одной из первых картинных галерей на просторах Российской империи, выставлявших полотна единственного живописца.

Пожалуй, символично, что Национальная картинная галерея имени И.К. Айвазовского находится в Феодосии, где родился, жил и творил гениальный мастер кисти, а главный выставочный центр находится в его родном доме, ставшим для него целым миром. В доме-музее сейчас можно познакомиться с творчеством как самого Айвазовского, так и его учеников. Тут же несложно увидеть особенности быта и работы, жизни художника и его семьи в целом, окунуться в этот мир, известный прежде лишь одному человеку, а ныне ставший всеобщим достоянием.

Находится Музей Айвазовского недалеко от центра Феодосии, в северо-восточной части города, на улице Галерейная.

После возвращения Ивана Константиновича из Европы, откуда он, кстати, вернулся уже достаточно известным человеком, он поселился в Петербурге. В столице он был весьма популярен, получал множество дорогостоящих заказов и стал завсегдатаем богемных петербургских салонов, где познакомился с Пушкиным, Белинским и многими знаменитыми личностями того времени. Но Айвазовскому, страстью всей жизни которого оставалось лишь море, было тесно и душно в Северной Пальмире: в 1844 г. он вернулся в маленькую, захолустную, но родную Феодосию.

В 1845 г. по собственному проекту он построил большой дом подле черноморского побережья, тогда же открыл в нем первую картинную галерею, представленную 49-ю полотнами. В 1880 г. Айвазовский пристроил к первому, уже не вмещавшему к тому времени всех его работ, еще один обширный выставочный зал, постепенно превращая свое жилище в настоящий музейный комплекс имени себя. В 1900 г. после смерти Ивана Константиновича единственной его наследницей стала Феодосия, музей Айвазовского был завещан любимому городу еще в 1892 г.

После установления на Крымском полуострове советской власти в 1920 г. в доме-музее Айвазовского, самом добротном в городе, разместились особые отделы ЧК, Красной армии и флота. Хотя эти ведомства занимали музейный комплекс около двух лет, многим бесценным произведениям Ивана Константиновича был нанесен непоправимый вред, а некоторые полотна бесследно исчезли, по всей видимости, будучи украденными.

В 1922 г. Картинная галерея Айвазовского в Феодосии вновь открылась для посетителей в статусе Государственного музея СССР, а директором ее был назначен признанный в те годы искусствовед Герасим Магула, много сделавший на этом поприще. Первое время в помещениях дома-музея существовал также Музей художественных ценностей, но в 1925 г. ему выделили отдельное здание.

Во время немецкой оккупации картины Айвазовского удалось спасти лишь каким-то чудом. Местные власти первым делом эвакуировали партийную верхушку, а картинную галерею бросили на произвол судьбы. Единственным, кому она была небезразлична, стал директор Николай Барсамов. Ценой невероятных усилий ему удалось вывезти бесценные произведения в Краснодар, где он получил указание отправить их в Сталинград.

Но вместо этого, нарушая все инструкции, Барсамов переправил полотна в Ереван. Трудно сказать, что заставило его нарушить прямой приказ – подобная самодеятельность могла стоить ему жизни, если бы к зиме 1941 г. Сталинград не оказался в плотном кольце немецкой армии. После освобождения Крыма в 1944 г. картины вернулись в Феодосию и больше никогда не покидали пределы полуострова.

Сейчас в г. Феодосия Музей Айвазовского располагает самым большим в мире собранием произведений великого художника, чьи работы довольно высоко ценятся за рубежом. Иван Константинович прожил долгую и плодотворную жизнь: за 63 года он написал около 6000 картин, в его доме-музее, среди экспозиций картинной галереи, насчитывается 416 из них. Здесь находятся всемирно известные произведения – «Среди волн», «Севастопольский рейд», «Георгиевский монастырь» и др.

Определенный интерес представляет то, что выставлены они в последовательности «рождения» – данное обстоятельство позволяет оценить не только сами картины, но и то, как менялся и совершенствовался стиль автора. Но, пожалуй, самой интересной и интригующей из работ Айвазовского можно назвать полотно «Взрыв корабля», так и оставшееся недописанным по причине его смерти. Оно представлено не в общей экспозиции, а стоит на мольберте, в мастерской художника – так, как создатель его оставил.

Кроме полотен самого Ивана Константиновича, в Картинной галерее много работ его знаменитых учеников – Адольфа Фесслера, Архипа Куинджи и Михаила Латри, современников и подражателей Айвазовского – Константина Богаевского, Льва Лагорио и Максимилиана Волошина. Выставлено также бесчисленное множество произведений других русских и западноевропейских художников-маринистов. Общее количество полотен, написанных в период с XVIII по XX вв., здесь достигает 12 тыс. единиц.

Помимо картин, в экспозиции также можно увидеть личные вещи художника и его семьи, документы и чрезвычайно редкие фото. Двери этой достопримечательности Феодосии открыты ежедневно, кроме среды, цены за билеты нельзя назвать низкими, но оно того стоит. За отдельную же плату можно осмотреть самую загадочную и мистическую его работу — «На смерть Александра III», никогда не выставлявшуюся с остальными.

Иван Константинович Айвазовский оставил после себя огромное наследие, благодаря чему благодарные потомки будут помнить и ценить его даже спустя века. Вряд ли сейчас найдется человек, незнакомый с его творчеством, хотя бы с одним произведением, таким как «Девятый вал». В Феодосии же, в Картинной галерее находятся сотни его работ – их непременно стоит осмотреть. Сделать это нужно хотя бы потому, что все они шедевральны и бесценны, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы!