Крымское экскурсионное бюро

Памятник Затопленным Кораблям

Символ Севастополя – памятник Затопленным кораблям – стал наиболее узнаваемым из множества других изображений, с коими ассоциируется славный город с богатой на события историей. Большинство сооружений старины и архитектуры, природные чудеса – какое бы историческое или политическое значение они не имели – можно отнести к достопримечательностям, но этот монумент являет собой нечто гораздо большее, так как несет глубинный смысл. Он посвящен не дюжине старых парусных судов, как считают многие. Прежде всего, это символ мужества, стойкости и отваги моряков Черноморского флота, чей беспримерный героизм он и увековечил. Некий знак чести и самопожертвования во благо Отчизны и как напоминание грядущим поколениям о бессмертной славе предков.

Памятник высится на рукотворном утесе посреди Северной бухты, расположен всего в нескольких метрах от Приморского бульвара.

В городе Севастополь памятник Затопленным кораблям приурочен событиям Крымской войны, а точнее одному ее эпизоду, когда над населенным пунктом нависла угроза захвата неприятельскими войсками. Все это стало возможным после поражения русских в битве на реке Альма, когда англо-французский флот сосредоточил корабли для прорыва в Севастопольскую бухту.

Большинство историков, сошлись во мнениях, что идея затопления кораблей принадлежала вице-адмиралу Корнилову, а не князю Меньшикову, главнокомандующему Черноморским флотом, что и было господствующей версией на момент постройки мемориала. С этой инициативой он выступил 9 сентября 1854 г. и в этом его поддержали большинство флотоводцев, в том числе и прославленный адмирал Нахимов, после чего Меньшиков отдал приказ рубить днища устаревших парусных фрегатов.

На тот момент это было единственно правильным и действенным решением, хотя сегодня ведутся жаркие споры по его поводу. Ночью 11 сентября 1854 г., предварительно сняв оснастку и орудия, усилившие береговые фортификации, команды пустили на дно первые 7 судов, выстроенные в линию с севера на юг – между Александровской и Константиновской батареями, создававшими перекрестный огонь для вражеского флота. Говорили, что даже старые, седоусые матросы рыдали, пробивая их днища и глядя потом, как они погружаются в пучину.

В 1855 г. после сильных зимних штормов затопили еще 6 суден – восточнее тех, что пустили на дно прежде. Между Михайловской и Николаевской батареями нашли последний приют уже более новые корабли. После года кровопролитной обороны солдаты гарнизона вынужденно покидали Южную сторону, Севастопольская бухта стала кладбищем оставшихся судов русского флота. И все же они добились поставленной цели – противник так не смог продвинуться, жертва была ненапрасной. Именно поэтому символ Севастополя – памятник Затопленным кораблям!

Спустя 50 лет, в 1905 г., возник памятник, посвященный 349-ти дневной героической обороне города. Возвели его на искусственном мысу, сложенном из гранитных глыб, недалеко от побережья, чтобы он был виден отовсюду. Автором этого знаменательного монумента стал скульптор из Эстонии – Амандус Адамсон, помогали ему архитектор Фельдман и инженер Энберг. Из более чем десятка его первоначальных названий ни одно не прижилось, а нынешнее вошло в обиход уже в конце 1930-х гг. Удивительный факт, но за 100 лет существования памятник Затопленным кораблям в Севастополе выстоял. Его не разрушили ни бешеные удары волн, разбивающихся об основание, ни Крымское землетрясение 1927 г., ни Великая Отечественная война.

Монумент представляет собой диоритовую мраморную колонну, имеющую в высоту 7 м и покоящуюся на восьмиугольном гранитном основании, вырастающем из мыса, представленного хаотичным нагромождением гранитных валунов. Белоснежную, тщательно обработанную колону венчает капитель, где восседает двуглавый имперский орел с распростертыми крыльями, обращенный в сторону моря.

В верхней части композиции сверкает корона, замененная в советский период звездой. В клювах орел держит венок из веток лавра и дуба, корабельный якорь с цепью, а грудь его украшает фигурный щит с отображением Георгия Победоносца. Как и капитель, вся монументальная скульптура исполнена в бронзе, как и две мемориальные таблички на пьедестале с барельефом, изображающим тонущие суда с памятными надписями.